Монтессори-упражнения



Упражнения по Монтессори

Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление добиваться своих целей, тем быстрее мы создадим сильных, самостоятельных и способных людей.

Упражнения для практической жизни

Эти упражнения помогут ребенка научиться себя обслуживать. Он учится обращаться с вилкой, ложкой, щипцами, ножницами, губкой, полотенцем. Он пересыпает зерно, переливает воду, сортирует пуговицы, зашнуровывает ботинки, застегивает и расстегивает одежду, причесывается, чистит зубы, ухаживает за одеждой и обувью. Они наводят порядок в окружающей среде - моют полы вытирают пыль, поливают цветы, кормят животных, убирают вещи на свои места, моют посуду, чистят мебель, т. е. делают все то, что регулярно делают взрослые.

Все эти навыки приходят к ребенку не в результате наставлений, а результате постоянных тренировок с Монтессори-материалами в специально организованной дидактической среде. Для каждого упражнения есть свой материал, с которым нужно работать в определенной последовательности. Все эти материалы способствуют развитию мелкой моторики, а как следствие, развитию речи. Приведу несколько примеров упражнений.

На первый взгляд, кажется, что подобная работа не может увлечь ребенка. Но в этом случае стоит пробовать и подбирать упражнения индивидуально. Впервые я задумалась о Монтессори, когда увидела, как моя дочка сосредоточенно переливала воду из широкого стакана в бутылку с узким горлышком. При этом бутылку она поставила на бортик ванны, откуда она в любой момент могла упасть, но этого не произошло. Еще больше меня удивило то, что она не пролила ни капли, а ей было всего лишь полтора года. В тот момент я поняла, что мы недооцениваем своих детей. Мы можем доверить своим детям гораздо большее. В эти минуты моя дочь была так увлечена, что ее не отвлекали никакие посторонние шумы. Ей больше ничего не нужно было для счастья. Она забыла о том, что хотела есть, забыла о том, что десять минут назад ударилась ножкой – есть только бутылка и вода, которую нужно обязательно перелить. Позже я познакомила ее с пересыпаниями, сортировкой, дала в руки полотенце и губку, чтобы она могла убрать за собой.

Учтите, что большая часть упражнений из приведенного списка годится для детей с трех лет, лишь единичные можно применять раньше.

Физические упражнения

Мария Монтессори огромное внимание уделяла организации пространства для физической активности, где ребенок сможет тренировать свои мышцы и учиться владеть своим телом. Наиважнейший вид движения для ребенка - это лазание. Кроме того, нужны висы, вращения, качения, прыжки, катание, равновесие.

Наиболее оптимально для ребенка установить дома спортивный комплекс из систем перекладин, лестниц, канатов, качелей, колец, горок и прочих сооружений.

Не менее важно, чтобы ребенок купался в большой ванне и ходил в бассейн.

Для прогулки используются велосипеды, самокаты, ролики, лыжи, лопаты для снега. Если ребенку с трех лет предоставить большую часть снарядов, то он научится висеть, подтягиваться, залезать на лестницы, крутиться на кольцах, взбираться по канатам, т. е. будет физически-развитым ребенком.

Упражнения для развития сенсорики

Есть много упражнений для развития чувств. В результате постоянных тренировок ребенок учится анализировать и классифицировать - он различает предметы по размерам, по громкости, гладкости, цвету и форме./p>

Существуют и другие материалы для утончения чувств. В Монтессори-классах дети успешно работают и кубиками Никитина, коллекциями свистулек, колокольчиков и с другими материалами.

Упражнения в развитии речи

Развитие речи происходит каждый день жизни, начиная с самого первого. Это процесс естественный, происходящий на основе социального развития. Причем, механизм речи запускается раньше, чем в голове ребенка отложится смысл услышанных слов. Малыш постоянно прислушивается к речи матери, пытается повторить звуки, затем слоги и лишь потом переходит к словам.

Основным упражнением для развития речи маленьких деток служит расширение словарного запаса. Сначала это делают посредством изучения предметов быта, затем переходят к карточкам с изображениями. Новые слова вводятся через трехступенчатый урок

  • Это...
  • Дай мне...
  • Что это?

Основными материалами служат шершавые буквы, подвижный алфавит, рамки-вкладыши. Рамки обычно предшествуют остальным материалам, их используют для подготовки руки к письму. Затем, перейдя к алфавиту, у ребенка появляется потребность начать писать изученные буквы. Малыш с удовольствием пишет буквы, затем начинает из букв складывать слова по звучанию.

Очень важный принцип в обучении - от конкретного к абстрактному. Из этого правила сразу можно вывести еще одно хорошее упражнение. Вам понадобится коробка с предметами (можно использовать игрушки, посуду и все, что найдете дома) и карточки с их названиями. Суть игры заключается в нахождении пар "предмет-слово".

Следующим этапом заменяем предметы карточками с изображениями и повторяем упражнение с добавлением новых слов. В этот период малыш делает открытие, что не всегда слова пишутся так, как слышатся. Для изучения родного языка вы можете подготовить три группы карточек. В первой группе должны быть карточки с простыми словами, с написанием которых не возникает трудностей. Во второй - сложные слова. Третья группа - контрольная. В ней будут карточки со словами разных уровней сложности.

По итогам Монтессори-упражнений ребенок читает постепенно и осмысленно, может пересказать суть прочитанного, пишет буквы, слова и предложения, штрихует, соотносит буквы со звуками, может написать слова простые и с трудностями.

Упражнения для развития математических представлений

Здесь мы снова используем принцип - от конкретного к абстрактному. Поэтому начинаем с бусин, мелких игрушек или других реальных предметов. Затем зрительно фиксируются их символы на карточках. Следующим этапом сравниваем символы с бусинами, т. е. с их количеством.

Одним из первых математических материалов вводятся красно-синие штанги. Такой материал найти просто, но вы можете воспользоваться палочками Кюизенера. Ребенок сначала просчитывает отрезки штанг ,затем вводят карточки с цифрами через тот же трехступенчатый урок. Со штангами и палочками можно выполнять простейшие арифметические операции в пределах 10.

Особое место среди Монтессори-материалов занимает "Золотой материал". Это система бусин, объединенных в десятки, сотни и тысячи. Из "золотого материала" и карточек с цифрами дети выстраивают десятичную систему и проводят исчисления: вычитают, складывают, умножают, делят.

Если вам понравилась статья, поделитесь ей в социальных сетях.




Комментарии к материалу "Монтессори-упражнения"