Монтессори-материалы



Монтессори-материалы

Мария Монтессори создала особые дидактические материалы, которые пробуждают у ребенка интерес к самообучению, познанию окружающего мира. С помощью этих материалов ребенок развивает свою мелкую моторику, развивает навыки, необходимые для жизни, обучается чтению и письму.

Эффективность такой методики уже давно не вызывает сомнений. Ребенок учится, играя с дидактическими материалами. По такому же пути пошли Зайцев, Дьенеш, Никитин и Кюизенер. Об их методиках вы можете почитать на нашем сайте в соответствующих статьях.

Мария Монтессори считала, что стремление к обучению заложено в ребенке с рождения. Надо лишь подтолкнуть кроху к самообразованию, обеспечив его особой средой. Пои создании Монтессори-материалов учитывался возраст ребенка, ведь по мере взросления кроха проходит через разные периоды развития.

Каждый день маленький ребенок узнает что-то новое, совершает маленькие открытия, испытывает множество эмоций и получает огромное количество разрозненных знаний. С помощью Монтессори материалов все полученные знания ребенок систематизирует и получает цельную картину окружающего мира. Ребенок уже становится способным разобраться в своих чувствах и эмоциях, во многих противоречиях. Он уже может использовать свой пока не небольшой жизненный опыт. Кроме того, работая с этими материалами, ребенок развивает свою координацию, совершенствует свои движения. В результате такого труда он всегда будет готов позаботиться о себе без помощи взрослых. Монтессори делала упор на развитие духовности. Она считала, что именно духовно развитый человек может быть самостоятельной личностью.

Все материалы должны находиться в доступном для детей месте, чтобы ребенок мог самостоятельно выбрать для себя занятие по душе. Таким образом, ребенок сам решает, чем он будет занят в ближайшее время, ни одна игра не навязывается. Все манипуляции осуществляются без помощи взрослого. Все ошибки по время работы с материалом достаточно ощутимы и осязаемы. Взрослый вмешивается только если что-то непонятно и при первоначальной демонстрации игры.

Практически все Монтессори-материалы довольно дороги. Они изготавливаются и ценных пород дерева. Некоторые детали сложны в исполнении. Но всегда можно найти аналоги таких материалов, если знать принцип их работы. Современные пазлы сортеры, рамки-вкладыши и мешочки с наполнителем - это наследие Марии Монтессори. Подхватили идеи и мамочки-рукодельницы - многие делают подобные игрушки для своих деток.

Все дидактические материалы делятся по группам. Рассмотрим некоторые из них подробней.

Материалы для развития чувств

Блоки с цилиндрами-вкладышами

Этот материал представлен в виде четырех деревянных блоков с углублениями для 10 цилиндров. Для каждого есть по 10 цилиндров, отличающихся друг от друга по ширине и высоте. У каждого цилиндра есть кнопка, за которую его очень удобно брать. Педагог берет набор цилиндров и блок, затем подбирает под каждое углубление подходящий цилиндр. Любая ошибка будет очевидна сразу. После демонстрации педагог выкладывает все цилиндры в хаотичном порядке и предлагает повторить ребенку.

Другой вариант игры - расположить цилиндры в порядке возрастания или убывания диаметра или высоты (в зависимости от выбранного набора). Можно предложить ребенку найти ошибку в заранее выстроенном ряду.

В процессе этой игры ребенок узнает о размерах предмета, учится соотносить предмет с полостью, развивает тонкую моторику, подготавливает руку к письму, учится сравнивать (большой с маленьким, низкий с высоким, широкий с тонким).

Цветные таблички

Задача - складывать парами или группами таблички одинакового цвета. Можно просить ребенка найти все таблички одного цвета. В процессе игры ребенок знакомится в цветом.

Такие таблички довольно дороги, но вы можете изготовить подобную игру из цветной бумаги и прищепок.

Биологический комод

Это деревянный ящик с тремя ящиками в нем. В выдвижных ящиках - 14 дощечек с выпиленными в виде листьев фигурами, 4 дощечки без таких вкладышей. В комплект входят три комплекта карт для каждой фигуры-вкладыша.

Учитель ставит ящик на стол. Держась за кнопки, достает каждый вкладыш и ставит на стол, пальцами обводит фигуру по контуру, затем рамку по тому же самому контуру и кладет фигуру на место. Ребенок должен повторить весь процесс. Этот вариант игры можно повторить и с закрытыми глазами. Следующий этап - выкладывание фигуры на карты с изображением листа. Ребенок должен определить форму листа и сопоставить с рисунком. Ошибки определяются визуально.

Во время игры ребенок знакомится с формой, развивает зрительную память мелкую моторику.

Конструктивные треугольники

Материал состоит из пяти ящиков треугольников разных видов, размеров и цвета. Ребенку предлагается искать одинаковые треугольники по одному или нескольким признакам, а также составлять из треугольников различные фигуры. Детки постарше могут обводить и вырезать треугольники. Во время игры ребенок знакомится с фигурами, узнает их названия. На фото ниже представлен аналог такой игры. Суть игры - та же, но выбор фигур не ограничивается треугольниками.

Клавишная доска, доска для ощупывания

Клавишная доска разделена на две части - гладкую и шероховатую. С закрытыми глазами ребенок ощупывает оба вида поверхности и развивает свои тактильные чувства. Доска для ощупывания представляет собой ящик с 10 дощечками, оклеенной шероховатой бумагой пяти сортов. Задача ребенка - с закрытыми глазами подобрать пару каждой из пяти табличек. Глаза закрывают для усиления тактильных чувств. Кроме того, бумага может отличаться по внешнему виду, из-за чего с открытыми глазами ребенок может начать соотносить дощечки визуально. Аналогичную игру можно провести с кусочками ткани. Для этого не нужно абсолютно никаких затрат, обрезки тканей обычно есть в каждом доме.

Тяжелые таблички

Ребенку предлагается комплект табличек из разных пород дерева. За счет этого таблички отличаются по весу. Нужно расположить эти таблички в порядке возрастания веса. Для определения тяжести таблички, ее нужно аккуратно положить на кончики ненапряженных пальцев, иначе ощущение веса теряется. Контроль ошибок осуществляется при повторном взвешивании на пальцах или на кухонных весах. Игра должна проходить с закрытыми глазами, иначе при последующих взвешиваниях ребенок визуально вспомнит табличку и ее вес.

Шумящие коробки

Материал состоит из нескольких коробочек с красными крышками, заполненных разными материалами. За счет этого при сотрясании коробочка издает разные звуки. Для каждой коробочки с красной крышкой должна быть точно такая же пара с голубой крышкой. Задача ребенка по звуку найти пару каждой коробочке. Первый раз учитель должен показать, как трясти коробочку.

Коробочки с запахами

По принципу из предыдущей игры нужно изготовить два вида коробочек, которые будут образовывать пары. Внутрь коробочки нужно положить остро пахнущие предметы, например, анис, корицу, ванилин, гвоздику, чеснок и различные пряности. Мама открывает коробочки и дает понюхать ребенку. Ребенок нюхает с закрытыми глазами и ищет пары.

Вкусовые банки

Взрослый готовит четыре раствора разного вкуса: кислый, сладкий, соленый и горький. Каждый раствор разливается в две чашки. Ребенок поочередно пробует растворы и составляет пары.

Теплые кувшины

Взрослый готовит несколько кувшинов и наполняет из них водой разной температуры. Задача ребенка - расположить кувшины в порядке возрастания температуры. Вода должна быть не горячее 45°, ребенок не должен обжигаться.

Математический материал

Вся человеческая культура опирается на математику, поэтому ребенку необходимо с ней познакомиться и не бояться. Дети в состоянии строить последовательности и классифицировать их. Все это проявления математического мышления. Сначала дети приобретают некий опыт обращения с различными предметами, затем они переходят к абстрагированию полученных знаний. Некоторые Монтессори-материалы для развития чувств представляют собой математическую абстракцию и открывают дверь в мир математики. Часть материалов для развития чувств можно использовать и при обучении счету.

Числовые штанги с табличками чисел

Материал представлен в виде десяти штанг разного размера с цифрами от 1 до 10. Из них ребенок строит числовой ряд, знакомится с цифрами, считает. Учитель может просить показать штангу с конкретной цифрой, может вытащить одну штангу и попросить пересчитать штанги заново, одной короткой штангой можно измерить длину более длинной штанги или любого другого предмета. Те же манипуляции можно проделывать и палочками Кюизенера.

Цифры из шершавой бумаги

Материал представлен в виде деревянных табличек с цифрами из шершавой бумаги, наклеенными на эти таблички. Мама берет табличку с цифрой и медленно обводит цифру указательным и средним пальцем, произносит название цифры. То же самое предлагается повторить ребенку. Первое занятие начинается с изучения двух цифр (любых). Во время регулярных занятий ребенок будет постоянно обводить цифры, заминать их способ написания. По итогам ребенок должен связать цифру с ее написанием и подготовить руку к письму. Эти таблички довольно дороги. Но вы можете изготовить подобные из картона и бархатной бумаги.

Цифры и кружки

Материал состоит из выпиленных деревянных цифр и 55 кружков. Требуется сопоставить цифру с количеством кружков. Для четных цифр кружки раскладываются в два ряда, у нечетных останется один кружок, который кладут между последней парой. Ошибка будет видна по окончании работы, когда для последней цифры не хватить кружков или останутся лишние. С этим материалом ребенку легко объяснить понятие четности.

Материалы для развития речи

Мария Монтессори считала, что с детьми нужно регулярно проводить игры-разговоры и игры-вопросы для стимулирования развития речи. В Монтессори группах ежедневно проводятся такие упражнения. Очень важно для ребенка, чтобы его выслушали, дали выговориться и ответили на все интересующие его вопросы. Среди описанных выше материалов есть такие, которые косвенно способствуют развитию речи. В процессе некоторых игр между ребенком и педагогом происходит постоянное общение.

Фигуры-вкладыши

Это большая рамка с вкладышами в виде геометрических фигур. У каждой фигуры есть кнопка, за которую можно держаться. Держась за эту кнопку, ребенок прижимает фигуру и обводит ее карандашом. При этом он следит, чтобы движение было плавным и непрерывным. Затем ребенок убирает рамку, сравнивает свою нарисованную фигуру с исходной и закрашивает ее. Ребенок следит за плавностью своих линий, учится контролировать нажим.

Шершавые буквы

Чуть выше я описывала шершавые цифры. Буквы изготавливаются аналогично. Во время игры ребенок пальчиками обводит буквы и запоминает их написание. После каждой обведенной буквы ребенок вместе с мамой или учителем придумывают слова, начинающиеся с этого звука.

Подвижный алфавит

Материал состоит из двух ящиков. В первом ящике лежит полный набор букв алфавита в небольшом количестве экземпляров. Гласные буквы - красные, согласные - голубые. Учитель берет предмет, произносит его и просит подобрать буквы по звучанию. Слова должны быть простыми. Правописание в этом упражнении не имеет значения, задача ребенка - связать буквы со звуками. Вместо предметов можно использовать картинки. На втором этапе достают второй ящик, в котором согласные и гласные буквы идентичны по цвету. Количество экземпляров должно быть большим, чем в первом наборе, чтобы иметь возможность составить большее количество слов.

Резюме

В одной статье невозможно описать все Монтессори-материалы. Для этого нужна целая книга. Но все их знать совсем не обязательно. Мария Монтессори считала, что для развития ребенка нужно создать подготовительную среду, которую необходимо пополнять новыми дидактическими материалами в зависимости от возраста ребенка. Эти материалы могут быть разными, вы можете придумать их сами. Главное - не забывайте про индивидуальность ребенка и следуйте его предпочтениям.




Комментарии к материалу "Монтессори-материалы"