Монтессори: методика раннего развития



Монтессори

Сегодня я расскажу о методике развития Марии Монтессори. Она считала, что школьная дисциплина связывает детей по рукам и ногам, и, как следствие, лишь тормозит их развитие. В традиционных садах и школах у ребенка нет возможности проявить себя.

Суть методики Монтессори в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению. Ребенок не должен как автомат выполнять требования, указанные педагогом. Роль учителя при этом сводится к наблюдению. Учитель должен лишь предоставить возможность и среду для дальнейшего развития. Взаимодействие между учителем и ребенком осуществляется через Монтессори-материалы. Это дидактические материалы, очень простые в применении и соответствующие возрасту ребенка. Они задуманы таким образом, что при возникновении ошибки, ребенок может самостоятельно ее обнаружить. У взрослого нет необходимости поправлять ребенка, тем самым унижая его. По методике учитель не является центром класса, он постоянно переходит от одного ребенка к другому и занимается с ним на коврике или за партой. Педагог должен наблюдать за успехами каждого ребенка в отдельности и предлагать ему материалы, которые могли бы ему подойти. Учитель должен проявлять гибкость и искать индивидуальный подход к каждому ребенку, не вмешиваясь без особой необходимости. Вместо того, чтобы вдалбливать сведения в детские умы, учитель служит ребенку и направляет его к тем предметам, которые соответствуют его внутренним потребностям. Учитель должен вдохнуть интерес к обучению в ребенка и знать, как его развивать. А для этого потребуется особая подготовительная среда.

Среда Монтессори

Монтессори-классы очень отличаются от традиционных классов в школах и детских садах. В них не встретишь парты со скамьями. Вместо парт появились широкие легкие столы, которые дети могут переносить без помощи взрослого. Аналогично поступили со скамьями - их заменили легкими деревянными стульчиками. У каждого ребенка есть шкафчики для хранения своего кусочка мыла, щетки и пасты. Все умывальники и кресла по размерам соответствуют росту детей. Ими могут воспользоваться даже трехлетки.

В любом подобном классе есть ряд стеллажей для хранения пособий и дидактических материалов. Кроме того, классы оснащены досками с мелом и холстом для вытирания. Все это на уровне ребенка.

Замечено, что дети любят много времени проводить на полу. Поэтому в Монтессори-классе для каждого найдется коврик, на котором он может расположиться вместе с материалами.

Обставив класс или комнату таким образом, мы предоставляем возможность ребенку пользоваться всеми предметами самостоятельно. Обычно детям запрещается трогать любые предметы быта, дети лишь украдкой подражают взрослым, когда готовят воображаемый обед и моют после него посуду.

Взаимодействуя с реальными предметами, дети учатся есть, не пачкаясь, пить, не проливая воду, переносить предметы, не разбивая их, накрывать на стол и убирать за собой. Все это доставляет детям огромное удовольствие. По мнению большинства родителей, дети - это источники шума и беспорядка. Но ни один ребенок не научится пользоваться предметами быта, если его лишить такой возможности.

Нельзя забывать и о физкультуре. Физическое развитие тесто связано с развитием умственным. Поэтому в классах обязательно присутствуют спортивные комплексы для удовлетворения потребности в активности детей.

Организовать такую среду дома непросто, да и не нужно. Я не думаю, что нужно столь фанатично относиться к этой методике. Для дома достаточно приобрести низкую кровать, устойчивый легкий стол и пару стульчиков, стеллажи в рост ребенка с некоторыми материалами и детский мини-спорткомплекс.

Вот пример такой среды. Все довольно просто.

А теперь добавим чуточку креатива.

Для полного счастья на этот каркас я бы еще повесила съемную лестницу, кольца и канат.

Дисциплина

В традиционных школах дисциплинированными считаются молчаливые, неподвижные, покорные дети. Но это не дисциплинированная личность, а уничтоженная. Дисциплина в свободе - вот принцип методики Монтессори. Ребенок учится двигаться, а не сидеть неподвижно, ведь его готовят к жизни, а не к школе. Благодаря регулярным занятиям он легко обучится социальным навыкам. Дисциплина по Монтессори не ограничивается школой, она простирается на социальную среду. Свобода ребенка должна ограничиваться коллективными интересами. Эту форму свободы мы называем воспитанностью. Мы должны останавливать в ребенке то, что носит характер грубого поступка, оскорбляет и унижает других людей. А любое проявление, имеющее полезную цель, должно быть не только дозволяемо и должно стать объектом наблюдения воспитательницы. Первые шаги педагогического вмешательства должны клониться к развитию в ребенке самостоятельности.

В классах Монтессори упразднены поощрения и наказания. Лучшая награда для ребенка - расцвет его духовных сил, его внутреннего "Я". Это гораздо важнее любой медальки и похвалы.

Существует мнение, что в группах Монтессори царит вседозволенность. Это совсем не так. Что касается наказаний, то детей, мешающих деятельности окружающих, просто изолировали. Их отправляли на отдельное кресло, где он никого бы не беспокоил. Спустя некоторое время в голову маленького сорванца приходила мысль о том, что лучше быть полноправным членом общества и трудиться вместе с коллективом. Он возвращался к ребятам гордый и довольный тем, что научился вести себя хорошо.

Самостоятельность

Мы должны учить детей самостоятельно одеваться, есть, пить, умываться, ходить по лестницам, чистить зубы, отчетливо выражать свои мысли, достигать целей и желаний. Прислуживая ребенку, родители наносят ему прямой вред, заглушая его самостоятельную деятельность. Мы видим в детях кукол, которых нужно кормить и одевать и ни на минуту не задумываемся, что если ребенок что-то не делает, то, вероятно, он не знает, как это делать. Нам самим гораздо проще одеть своего ребенка, чем обучить его этому. Но мы не думаем о последствиях такого прислуживания. Ребенок, как барин в окружении множества слуг не будет совершенствоваться как личность. Как член общества такой человек - ноль. Наше юное поколение должно быть сильным, свободным и независимым. Так давайте приложим к этому свои усилия.

Свою независимость ребенок ищет в труде. Мы должны ясно представлять, что давая свободу ребенку, мы предоставляем свободу трудоголику, который живет только своей деятельностью. Лишая его этой свободы, мы способствуем деградации его личности. Это должно лечь в основу принципов обучения, заложенных природой.

А теперь добавим чуточку креатива.

Самые важные годы

По мнению психологов, первые три года жизни - самые важные. В это время ребенок получает огромное количество знаний, которыми не смог бы овладеть взрослый за много лет. Например, человек может полностью освоить язык только в первые годы жизни. Все мы хорошо общаемся на родном языке, но нам бывает очень трудно выучить еще один в школьные годы и позднее. Это касается не только языков.

По итогам первых трех лет ребенка уже можно считать сформировавшимся человеком. Мария Монтессори, как Гленн Доман, считала, что в работе с детьми очень важно не упустить это время, ведь потом его не будет.

Ребенок в семье

С давних времен дети живут в мире, удобном для их родителей, т. е. в полном подчинении у взрослых. Именно родители выбирают часы сна и бодрствования, игр, прогулок и других мероприятий. Никому и в голову раньше не приходило, что ребенок - это личность, жаждущая свободы и независимости. И только относительно недавно родители стали осознавать, что у ребенка тоже есть свои желания и потребности. Кто –то считает это культом детей. Но это не совсем так. Ребенок не должен быть подавлен своими родителями. Ведь так мы разрушаем его личность. В реальности же ребенок - не более, чем собственность своих родителей. Но даже у слуг бывали часы для себя. Так почему же мы позволяем такое со своими детьми?

Родители, желающие отправить своего ребенка в школу или садик Монтессори, будут вынуждены пересмотреть свои взгляды на воспитание и под руководством Монтессори-педагога учиться воспитывать ребенка и договариваться с ним.

Другие особенности методики

  1. В классах Монтессори отсутствует соревновательный момент. Дети развиваются по своей установленной природой программе. Детей не сравнивают друг с другом. Допустимо лишь сравнение с самим собой.
  2. Число экземпляров каждого дидактического материала невелико. Иначе дети перепутали бы наборы между собой. Кроме того, в такой ситуации ребенок приобретает ценный опыт - он учится уступать материал тому, кто первый его занял. Это правило ему не навязывается, ребенок сам приходит к нему. Ведь детей много, а предмет один! Дети терпеливо ждут очереди, в то время как в традиционных школах начинают драться.
  3. Педагог сначала дает возможность детям самостоятельно разобраться в конфликте или любой другой проблеме малыша, и только после неудачных попыток может подойти и направить его к правильному решению.
  4. Дети в группах, как правило, разновозрастные. Никто не запретит трехлетке сходить к шестилеткам. Немного побыв у них, он и сам поймет, что ему там не интересно. В то же время дети, близкие по возрасту могут обучить друг друга гораздо быстрее, чем это сделает взрослый. Пи этом младшие не отнимут много драгоценного времени у старших, а вскоре и сами смогут показать что-то новичкам.
  5. Дети не бросаются друг другу на помощь с первой же секунды. Глядя на взрослых, они тоже понимают, что сначала нужно предоставить возможность разобраться самому. Но когда появляется реальная потребность в помощи, то никто не откажет. В реальной жизни у нас обычно все наоборот, не так ли?
  6. В Монтессори группах есть правило: "Взял - положи на место". Согласитесь, этого нам очень не хватает дома. Это и любое другое правило соблюдается не под угрозой наказания. Учитель объясняет, почему правила должны соблюдаться и что произойдет, если они будут нарушаться. Ребенок понимает, что это не запрет, а то, что помогает нам жить дружно.
  7. Еще одна важная особенность - порядок во всем. Еда должна быть на кухне, мыло в ванной, обувь в прихожей и т. д. Дети очень радуются, когда находят вещи каждый раз на своем месте. В группах с большим количеством детей новички повторяют за старшими и учатся убирать за собой. Дети очень любят порядок и готовы наводить его. Дома все гораздо сложней. Когда вечно занятой папа разбросает носки по всей квартире и мама, вынужденная работать, кормить, купать и играть с ребенком, забудет убрать за собой посуду или косметику, то квартира понемногу начинает превращаться в хаос. Дети не любят беспорядок и не хотят убирать за собой, когда у родителей везде все валяется. Скажете, у вас не так? Посмотрим. Ваш пульт от телевизора всегда на одном месте? А телефон или планшет? А пишущие ручки? Для вас это мелочи, но у ребенка свой взгляд на мир. Всегда помните, что ребенок за вами наблюдает и копирует ваше поведение.
  8. Порядок во времени - еще один важный момент. Когда все происходит в нужном порядке и в нужное время, то у ребенка появляется уверенность в завтрашнем дне.

Позволю себе заметить, что сформированность "чувства порядка" очень важно для подготовки к саду, школе и в целом к жизни. Это то, чего так не хватает современным людям. Без порядка в квартире и на рабочем столе не будет порядка в голове и собственных мыслях.

Резюме

Школы Монтессори - это дома ребенка, в которых дети сами учатся узнавать то, что их окружает и приспосабливаться к этой среде, получают социальные навыки, навыки чтения и письма. Все это происходит пи максимальном невмешательстве взрослых. Дети уверены, что все знания и умения они получили самостоятельно.




Комментарии к материалу "Монтессори: методика раннего развития"