Методика Домана



Методика Домана

Эта статья посвящена физическому развитию детей. Но оно неразрывно связано с интеллектом. Если хотите сразу перейти к обучению чтению, счету или развитию памяти, то рекомендую ознакомиться с карточками Домана.

методика Домана

Гленн Доман считал, что физическая активность влияет на интеллект человека. Еще несколько десятков лет назад он провел исследование для изучения этой взаимосвязи. Были изучены жители более из более ста стран мира разных возрастов. Среди них были дети и взрослые с мозговыми травмами.

Наблюдая за самыми обычными детьми, он понял, что физически развитых детей можно считать "одаренными". Их интеллектуальные возможности сильно превосходили возможности "обычных детей". Более того, он считал, что родители могут сделать своего ребенка физически совершенным, если будут следовать его методике.

Перед тем как отправить ребенка в школу, его проверяют на "нормальность". В том числе проверяют мануальные и двигательные навыки. Если у ребенка есть проблемы с подвижностью, то его определяют в специальную школу.

Как усилить физический интеллект

Доман считал, что для нормального физического развития необходимо выполнять специальные упражнения. У него было три программы - программа подвижности, развития мануальных навыков и равновесия. Это деление довольно условно, так как одно и то же упражнение может развивать как подвижность, так и мануальные навыки и даже равновесие.

программа подвижности

Программа подвижности

Ползание

Физическое развитие важно с первых дней жизни. И мы лишаем своих детей возможности быстро развиваться в первый год. Мы сами отправляем своих детей в кроватки с высокими бортиками, манежи, люльки и коляски. Кроватку моей дочки я достаточно быстро сменила на очень низкий диванчик из Икеи (20 см над полом в разложенном виде). Это было сделано интуитивно, еще до прочтения книги. Уж очень дочка не любила свою кроватку. Смена места для сна прошла на ура. Это было неожиданно и заставило меня задуматься над некоторыми вещами. Так я добралась до Монтессори. Мне понравилась идея среды для ребенка. Думаю, Гленн Доман был с ней солидарен. Выпуская ребенка из плена кроватей и манежей, мы дарим им свободу движения. Они начинают заново осваиваться в своем окружении, пытаются самостоятельно куда-то передвинуться, достать какие-нибудь предметы. Это побуждает их к движению, а значит, к развитию.

В книге я нашла очень интересный момент - обсуждение положения ребенка "вверх дном". Так Доман называл положение "лежа на спине". Он считал его самым бесполезным и беспомощным. Даже приводил сравнение с черепахой. Если черепаху перевернуть, то она будет болтать лапками в воздухе, а то и вовсе спрячется в панцирь. Такое положение не побуждает к движению. Ребенок будет просто лежать и иногда двигать ногами и руками, сжимать кулачки, хватать свою одежду. Если же его перевернуть лицом вниз, то велика вероятность того, что он будет пытаться двигаться вперед. Иногда будет приподнимать голову - тренировать мышцы шеи. Перекладывание на живот нам педиатр разрешил только через три недели после рождения. Поэтому я не могу комментировать этот момент методики. Но мне было бы страшно оставить своего новорожденного ребенка лежа на животе лицом вниз даже на минуту. А вот стандартное положение для ребенка «лежа на спине» вполне позволяет маме отойти на минутку.

В своей книге Гленн Доман объясняет причины мамских страхов. После рождения ребенок еще не привык к температуре воздуха. Он девять месяцев жил в тепле. Поэтому мы вынуждены после рождения кутать наших малышей в сто одежек. Вот и боимся, что в этом коконе наш малыш задохнется. Если бы можно было в детской комнате поддерживать температуру в 32 градуса, то необходимость в куче одежды бы сразу отпала. А соответственно ребенка можно было бы со спокойной душой положить на живот.

Вернемся к нашим кроваткам. В момент освобождения из "клетки", ребенок предпринимает первые попытки ползти по-пластунски. Вы можете помочь ему в этом. Посмотрите, что больше всего интересует малыша и поставьте эту вещь перед ним. Это может быть игрушки, пульт, журнальчик с шелестящими страничками или что-то другое. Узнайте, что интересует вашего ребенка. Как только доберется до цели, не отодвигайте ее. Ребенок должен получить свой приз и вашу любовь в виде объятий и поцелуев.

Обратите внимание на одежду и поверхность для ползания. Одежда не должна сползать или сковывать движения. Открытые локти, колени и ступни способствуют хорошему сцеплению с полом и помогут ему отталкиваться эффективней. Пол должен быть гладким, но не скользким. Линолеум - не самое лучшее покрытие для этих целей.

Дальше малыш обычно начинает ползать на четвереньках. Сам он может долго к этому переходить. Но вы можете ему помочь. Идеальная поверхность для этого - ворсистый ковер. Еще лучше набросать на пол мягких игрушек. В общем, нужно создать неудобство для ползания на животе и заставить ребенка приподняться. Локти и колени теперь нужно защитить от ворса ковра - наденьте что-то легкое и не стесняющее движения. Есть даже специальные наколенники для ползания. У меня такого не было, но мысль интересная. Еще некоторые рекомендации есть в статье "как научить ребенка ползать".

В своей книге Гленн Доман предлагает нам воспользоваться детским треком для ползания. Это гладкая дощечка с бортиками. Ее преимущество в том, что на первых этапах бортики будут помогать отталкиваться. Кроме того, его можно немного наклонить и тем самым немного облегчить движение малыша. Если у вас нет такого трека, не переживайте. Пол – лучший тренажер для маленького ребенка.

Ходьба

В возрасте примерно до одного года малыш делает важное открытие – он может встать и сделать несколько шагов без помощи взрослых. На этом этапе его руки подняты на уровень плеч, так он пытается поймать баланс. Он еще не может остановиться и удержать равновесие. Он сразу же рухнет, но это падение его обязательно чему-нибудь научит. В это время ребенок передвигается перебежками от одного предмета мебели до другого. И чтобы помочь ребенку, нужно позаботиться о безопасности этой мебели. Не должно быть никаких острых углов, бьющихся предметов, скользкого пола. Расстояние между мебелью должно быть не слишком большим. Все предметы мебели должны быть устойчивыми.

Очень важно, что как только ребенок сможет хорошо ходить, он освободит свои руки и начнет их использовать для своей исследовательской деятельности. Именно тогда происходит заметный скачок в развитии.

Любая мама для развития своего малыша должна предоставить как можно больше возможности ходить. Не пытайтесь в это время водить малыша за ручку. Это медвежья услуга. Он должен сам научиться балансировать и натренировать свой вестибулярный аппарат. Когда ребенок научится ходить без вашей помощи, вы сможете поводить его за ручки.

Для первых шагов расставьте мебель поближе друг к другу. Со временем начните отодвигать ее подальше. Так ребенок будет увеличивать свои дистанции.

Есть и более эффективный способ научить ребенка ходить. Мама берет ребенка, приподнимает его за ручки и поворачивает к папе. Папа зовет малыша, и тот инстинктивно идет к нему. Если ребенок идет достаточно уверенно, то папа может начать отходить немного назад. С каждым разом шаги малыша будут все уверенней. Через некоторое время ребенок начнет ходить без вашей помощи. Предоставьте ему возможность самому научиться обходить все препятствия.

Когда ребенок будет уверенно ходить, можете начать осваивать бег.

Плавание

Гленн Доман считал, что плавание необходимо ребенку с самого рождения. Это тот вид активности, который поможет ребенку быстрей начать ползать, ходить, разовьет его мануальные и двигательные навыки. У современных мам есть прекрасная возможность научить плавать своего ребенка сразу после рождения, поскольку сейчас для этого существует немало различных секций.

Программа развития мануальных навыков

Хватательный рефлекс

Этот рефлекс появляется у ребенка еще с рождения. Кулачки новорожденного очень часто сжаты. Разжимание происходит очень хаотично и спонтанно. Мозг ребенка еще недостаточно развит, чтобы контролировать разжимание. Задача родителей – как можно чаще использовать хватательный рефлекс. Делать это очень просто – достаточно подкладывать в ручку ребенку погремушки, бусики, свои волосы или пальцы. Чем раньше вы начнете так играть с ребенком, тем быстрее его мозг разовьется, и хватательные движения станут осмысленными.

Еще одно хорошее упражнение – висение за пальцы. Оно поможет потом малышу висеть на перекладине и передвигаться перехватом. Для этого мама должна вложить свои указательные пальчики в маленькие ручки ребенка. Как только он хорошо ухватится, нужно начать приподнимать ребенка.

Передвижение перехватом

Много лет назад люди передвигались по воздуху, цепляясь за ветки. С появлением прямохождения мы освободили свои руки, но утратили способность быстро передвигаться перехватом. Это было ошибкой. Передвижение перехватом – прекрасное физическое упражнение.

передвижение перехватом

Чтобы ваш ребенок освоил это упражнение, вам понадобится деревянный штырь, за который малыш будет хвататься. Перед этим у малыша уже должны быть немного развиты мануальные навыки - он должен как минимум уметь осмысленно хватать и отпускать предметы.

Итак, поднесите деревянный штырь к ребенку и позвольте ему хорошенько ухватиться за него. Потом начните приподнимать ребенка так, чтобы ему пришлось удерживать часть своего веса. Как только увидите, что хватка ослабевает, успейте его опустить на кровать.

Как только малыш подрастет и сможет держать весь собственный вес, предоставьте ему эту возможность. Постройте дома тренажер с перекладиной на уровне чуть выше его роста. Учтите, что дети растут очень быстро, поэтому нужно заранее предусмотреть возможность поднимать перекладину.

Следующим этапом будет само передвижение. Для этого нужна будет горизонтальная лестница чуть выше роста ребенка. Перекладины на ней должны располагаться на небольшом расстоянии, так чтобы ребенок смог легко дотянуться. Главный секрет обучения такому передвижению – это наблюдение. Ребенок должен посмотреть, как двигаются старшие дети или взрослые. В этом упражнении очень важно раскачивание. Без него ребенок будет цепляться за перекладины с помощью силы и висеть как мешок. Умелый гимнаст будет раскачиваться и преодолевать инерцию.

Для начала обучения нужны двое взрослых – мама может раскачивать бедра ребенка, а папа переставлять ему руки. Через несколько таких проходок ребенок поймет. Что от него требуется.

Пока малыш не может самостоятельно передвигаться перехватом, лестница должна быть чуть выше головы мамы. Это нужно, чтобы мама могла поддерживать ребенка с ровной спиной, когда малыш находится прямо перед ней. В ином случае помощь будет неуклюжей и малоэффективной. С каждым разом пробуйте немного ослаблять поддержку, чтобы усложнить малышу задачу. Через некоторое время он сможет весь свой вес перемещать сам, а от вас потребуется только подстраховка.

После освоения упражнения можно переходить к перехвату боком, спиной, через одну или несколько перекладин, с поворотом. Об этом подробно рассказано в книге (ссылка для скачивания ниже).

Подъем и спуск по лестнице

Тут все просто. Потребуется обычная лестнице, какая есть в каждом подъезде и во многих частных домах. Ребенок должен самостоятельно карабкаться по ступенькам. Для начала можно пользоваться вертикальными перилами. Вскоре потребность в них отпадет.

Прогулки по разным видам местности

Прогулки не должны ограничиваться дорогой до магазина и обратно. Не всегда она может быть заасфальтированной. Ищите спуски и подъемы. В городе это могут быть пандусы и спуски к реке. За городом всевозможные горки и впадины. Ребенок научится подниматься в гору и спускаться, не падая. Очень поможет пересеченная местность: пашни, пастбища, песчаные дюны.

Есть и другие упражнения для развития мануальных навыков. Это переливание воды из кувшина, снятие колпачка с руки и надевание его обратно, отвинчивание и завинчивание крышек, расстегивание и застегивание пуговиц, намазывание масла на хлеб, мытье посуды. Здесь нет ничего нового. Это обычные бытовые упражнения. Их использовала и Мария Монтессори.

Программа равновесия

Ученые установили, что развитие мозга ускоряется, если подвергнуть его мягкой вестибулярной стимуляции. В случае с маленьким ребенком это могут быть покачивания вверх-вниз, вперед-назад, из стороны в сторону. Вот несколько примеров упражнений.

  1. Упражнение «Самолет». Лягте на спину, возьмите ребенка за бока рядом с подмышками и скажите ему, что теперь он самолет. Плавно опускайте и поднимайте ребенка, кружите из стороны в сторону.
  2. Покачивание в качалке. Сядьте с ребенком в кресло-качалку или на качели и просто покачайтесь.
  3. Покатывания на подушке. Положите ребенка на большую подушку. Начните приподнимать один край подушки, малыш скатится на другую сторону. Затем проделайте то же самое с противоположным краем.
  4. Ускорение на мате. Положите ребенка на мат, затем возьмитесь за край мата и двигайте его вперед-назад по комнате. У нас в роли мата большая подушка-тигр. Мы берем подушку за голову тигра и катаем ребенка по квартире. Восторг неописуемый! Но в нашем случае дочка уже могла крепко держаться за подушку. С новорожденным так делать нельзя.
  5. Кружения. Встаньте, положите ребенка к себе на плечо так, чтобы его живот был на вашем плече. Начинайте плавно кружиться.
  6. Скачки. Возьмите ребенка и «поскачите» по всему дому. Ребенок должен чувствовать движения вверх-вниз. Скачки должны быть плавными и ни в коем случае не должны напоминать встряхивание. Меня смутило, что в книге об этом не написано ни слова. Но в клинике врачам регулярно доставляют детей с синдромом встряхнутого младенца. При встряхивании ребенка очень легко травмировать, поскольку его соединительные ткани и кости еще не достаточно развиты. Эти травмы могут привести к повреждению головного мозга, параличам и даже смерти ребенка.

Позже, когда ребенок подрастет, в его программу равновесия войдут перекаты, кувырки вперед и назад, хождения по балке, прыжки в длину и в высоту, приседания, прыжки на батуте и многое другое.

программа равновесия

Как измерить двигательный интеллект

Для измерения этой величины Гленн Доман предлагает нам постоянно сравнивать своего ребенка с неким «середнячком». Возраст, в котором ребенок «должен» выполнять упражнение нужно разделить на возраст, в котором ваш ребенок его выполняет. То есть, если принято считать, что ребенок должен начать ползать, например, в семь месяцев, а ваш ребенок пополз в три с половиной, то его двигательный интеллект равен 200. Если же он пополз, как и «положено» в семь месяцев, то его двигательный интеллект равен 100. Это и есть «середнячок».

Сама методика таких измерений вполне проста и понятна, если найти таблицы для сравнения. Но меня немного беспокоит тот факт, что мне нужно ежедневно сравнивать свою дочь с другими детьми. Это не полезно не только для матери, но и для самого ребенка. Современные психологи твердят о том, что сравнивать ребенка нужно с ним же самим, но немного ранее. Дабы видеть его прогресс или регресс. Если изменения в лучшую сторону, то, на мой взгляд, беспокоиться не о чем. И нет абсолютно никакого смысла в постоянном сравнении.

Есть еще один неприятный момент методики – это ежедневные контрольные листки. Автор предлагает мамам записывать в них успехи ребенка: сколько метров ребенок сегодня прошел или прополз, сколько минут он повисел на перекладине и т. д. Я не знаю таких педантичных родителей, которые смогли бы постоянно этим заниматься. Я точно не стану.

Несколько советов

  • Останавливайтесь раньше, чем ребенок сам этого захочет.
  • Подбирайте подходящую одежду, не стесняющую движений.
  • Занимайтесь вместе с ребенком. Лучший пример для ребенка – это его родители.
  • Не делайте упражнений, которые вызывают у вас отвращение. Все должно быть с удовольствием. Дети всегда чувствуют фальшь.

И напоследок сама книга.

Скачать книгу Г. Домана "Гармоничное развитие ребенка"




Комментарии к материалу "Методика Домана"