Кубики Зайцева: описание, преимущества + игры



Кубики Зайцева

Кубики Зайцева занимают особое место среди множества дидактических материалов по обучению чтению. По сравнению с традиционной фонематической методикой из начальных школ она может применяться в работе с детьми уже с двухлетнего возраста. При этом дети даже не замечают процесс обучения. И это неудивительно. Ведь все обучение проходит в виде игры.

В чем суть методики?

Николай Зайцев считает, что элементарная единица слова - это не буква, а так называемый склад. Склад - это аналог привычного нам слога. Сочетания звуков, максимально адаптированные к живой разговорной речи. Из складов очень удобно составлять слова по аналогии с реальным слогоделением, например, КУ-БИ-КИ ЗА-Й-ЦЕ-ВА. Буквы запоминаются позже сами собой, для этого не требуется больших усилий от ребенка.

Зайцев отвергает распространенное заблуждение о том, что для обучения чтению нужно знать алфавит. Главный дидактический принцип - от конкретного к абстрактному - частенько нарушается в современных школах. Знать буквы нужно для прочтения аббревиатур, поиска слов в словаре, но во время обучения чтению знания букв только мешают. Ребенок начинает произносить отдельные буквы в том виде, в котором его научили: Тэ, Ша, эМ и т. д., а в результате его усилий частенько получаются совсем другие слова.

Наличие картинок еще больше усугубляют ситуацию. Если ребенок затрудняется прочитать слово, он начинает отгадывать его по картинкам. Азбука - это отдельная тема. При виде слова КУБ у ребенка перед глазами начнут мелькать кабаны, утки и барабаны.

Есть еще один огромный плюс у складов перед буквами - ребенок при всем желании не сможет написать "жи-ши" с ошибками. Ведь складов "жы-шы" просто нет в базовом наборе! А сколько мучений дети испытывают при изучении этого правила. Да что там дети. Даже во взрослом состоянии немало людей делают подобные ошибки.

Конечно, в русском языке есть исключения из правил, полный набор предусматривает наличие соответствующих складов. Но на этапе обучения такие склады детям не показывают.

В качестве дидактического материала используются любимые с детства кубики. Дети с удовольствием с ними учатся и играют. Уроки довольно короткие - не больше 30 минут, двухлетки занимаются по несколько минут за один раз. Но даже эти 30 минут не обязательно сидеть на месте. По методике Зайцева ребенок не прикован к парте, а может свободно передвигаться. Сами игры тоже не навязываются ребенку, ребенок обучается в свое удовольствие, пока сам не захочет переключиться на что-то другое. В процессе таких развивающих игр ребенок не замечает, что его учат, он думает, что научился читать сам.

Огромный плюс обучения по кубикам Зайцева - скорость. Четырехлетний ребенок показывает первые успехи за 15-20 часов занятий, а 5-6 летний за короткое время полностью способен освоить чтение.

Традиционная фонемная методика не выдерживает никакой критики. Первоклашки с сентября по весну заучивают буквы и множество скучных терминов. Для чего им знать, что такое гласные и согласные? Дети хотят научиться читать, а для этого им совсем не обязательно с первых же дней обучения начинать отличать глухие звуки от звонких. Все должно быть в свое время. Постоянным занудным переталдычиванием школы только отбивают желание читать. Причем, это желание с возрастом может уже не появиться. Есть, конечно, и минусы у этой методики - попав в школу, ребенок все же должен будет переучиться. От парт и экзаменов уже никуда не деться.

У кубиков Зайцева есть преимущество и перед карточками Домана: ребенок учится читать осмысленно. На карточках Домана ребенок видит целое слово сразу. Нельзя однозначно сказать, прочитал ребенок или вспомнил уже знакомое слово. При этом ребенок чаще не понимает смысла написанного. В этом очень легко убедиться - попросите такого ребенка пересказать текст.

Путь к чтению лежит через письмо

Каждый преподаватель с этим согласится, но не каждый понимает смысл этой фразы. В школах под письмом понимают исключительно шкрябание ручкой по бумаге. Но если копнуть поглубже, то становится очевидным, что в процессе письма материализуются произнесенные слова. Дети любят превращать невидимое в видимое - составлять слова из кубиков, писать слова на бумаге, выкладывать их из магнитов. Из кубиков Зайцева можно составлять слова, которые можно "потрогать" и даже "послушать". Чем вам не письмо? Чтение для них - это обратная и менее интересная задача - превращение видимых букв в невидимые звуки.

Попросите ребенка "написать" слово кубиками. Он сделает это быстро и удовольствием. Еще бы! Ведь ему не требуется ни мел с доской и тряпкой, ни ручка с тетрадкой. Все просто и удобно!

Кроме самих кубиков в комплект обычно входят таблицы со складами. Дети могут указкой "писать" слова. Причем это не отнимает много времени. За несколько минут можно "написать" 20-30 слов. При таком подходе количество написанных за год слов будет исчисляться тысячами. В обычных школах первоклашка за год едва может написать 200 слов.

Как выглядят кубики Зайцева?

Стандартный набор состоит из 52 кубиков разного цвета и размера. В некоторых наборах кубики предлагается собрать самостоятельно из готовых разверток из картона. На каждой грани написаны склады. Склады размешены в строгом порядке. Сами кубики не так просты. В каждом кубике есть наполнитель, благодаря чему кубики становятся музыкальными. Некоторых кубиков в наборе по два. Это нужно, чтобы была возможность собрать такие слова как "МАМА", "ПАПА", содержащие склады, расположенные на одинаковых кубиках.

Готовый набор достаточно дороговат. Но вы можете изготовить кубики самостоятельно. Если вы будете изготавливать кубики по всем правилам, то без распечатанной развертки вам не обойтись.

Кубики классифицируются

  • По цвету: "золотой" (желтый), "железный" (серый), "деревянный" (светло-коричневый)
  • По сочетанию цветов: "железно-золотой", "деревянно-золотой", "железно-деревянный"
  • По одно-двубуквенным складам с буквами трех цветов: голубого - для гласных, синего - для согласных, зеленого - для твердого и мягкого знаков
  • По объему - кубики большие и маленькие, большие двойные, маленькие двойные (большие - для твердых, маленькие - для мягких)
  • По звучанию: "золотые", "железные", "деревянные", "железно-деревяннные", без звука (кубики заполняются железками, деревяшками, обрезками жести, бумагой)
  • По вибрации наполнителя
  • По весу

По всем сочетаниям признаков можно выделить 12 видов кубиков. Если вы с завязанными глазами можете выделить все 12 видов, то вы все сделали правильно.

Дети никогда не видевшие букв не могут сразу сориентироваться и положить кубик правильно. Ведь они не знают, как должна выглядеть буква. В этом случае снизу можно провести линию или нарисовать крупную точку. Ребенок быстро запомнит, что кубики нужно класть точкой вниз.

Маленькая хитрость - креативные мамочки делают кубики Зайцева из коробок от молока и кефира. Они получаются довольно прочными, а главное практически бесплатными. При самостоятельном изготовлении кубиков очень трудно следовать всем правилам, да и ни к чему это. Главное уловить принцип. Классификация по многочисленным признакам важна для синтеза и анализа слов. Но и без этого можно научить ребенка читать. Одно лишь неизменно - это сама развертка кубиков, но ее вы можете скачать совершенно бесплатно. В качестве наполнителя можно использовать песок, монетки разного размера, кусочки фольги, пробки, крышки и т. д.

Не забывайте про таблицы. Таблицы со складами обычно вешают на видное место. Ребенок будет проходить мимо и составлять слова. Без таблиц обойтись можно, но с ними будет куда проще разнообразить занятия. Однообразная работа сильно утомляет. А когда дети начинают скучать и уставать, то обучение сходит на нет.

Как заниматься с кубиками

С первого же занятия ребенку выдают весь базовый набор кубиков. Первые занятия совсем простые - просите ребенка приносить по одному кубику, затем прочитывайте склады на нем. В это время вы можете заняться своими делами, например, готовить или мыть посуду. И мама все приготовит и уберет, и ребенок при деле. Очень скоро ребенок начнет повторять за вами. Дети, занимающие с кубиками Зайцева с раннего возраста, начинают раньше говорить, причем логопедические ошибки со временем исправляются сами собой без помощи врачей.

Склады можно не только прочитывать, но и пропевать. Во время напевания звонких складов можно топнуть ножкой, а глухих - присесть или хлопнуть в ладоши. Подвижные забавы очень оживляют деток. Попробуйте.

Игры с кубиками

  1. Поезд. Складываем слова из кубиков и делаем из них вагончики. Кто в поезде поедет? МА-МА. А папа поедет? Поедет. Тогда складываем ПА-ПА.
  2. Живое слово. Это командная игра. Ведущий придумывает слово, затем называет склады, входящие в его состав. Дети должны быстро искать нужный кубик и приносить ведущему. После того, как все кубики для слова будут найдены, дети складывают слово и хором произносят.
  3. Слова с заданным кубиком. Нужно составлять любые слова, при условии использования конкретного кубика. Игра будет интересней, если вы сможете собрать команду. За каждое придуманное слово можно давать жетон. Победитель определяется по количеству жетонов.
  4. Магазин. Из кубиков нужно составлять названия продуктов. Победит тот, кто составит больше слов из заданных кубиков или из целого набора.
  5. Ребенок получает картинку с напечатанным словом. От него требуется собрать точно такое же из кубиков.
  6. Детей разделяют на две команды. От каждой команды вызывают по одному участнику и называют два слова. Каждому выдают по два-три кубика. Ведущий не говорит заранее, кому какое слово достанется. Жетон получит тот, кто первый сложит слово. Затем приглашают следующую пару участников. Победит команда, набравшая большее количество жетонов (очков).

Методика Зайцева - наиболее короткий путь к чтению. Занимаясь по его кубикам, можно достичь немалых успехов и привить любовь к чтению. А это очень важно для гармоничного развития малыша.




Комментарии к материалу "Кубики Зайцева: описание, преимущества + игры"