Игры Воскобовича: принцип методики + обзор игр



Игры Воскобовича

Игры Воскобовича - уникальный набор дидактических материалов для развития детей разных возрастов. На создание игр Вячеслава Воскобовича подтолкнули собственные дети. Он хотел найти альтернативу советским игрушкам и создал универсальные игрушки, которые можно использовать неоднократно.

Сейчас магазины переполнены различными интерактивными игрушками. Поначалу ребенок радостно кидается к новой игрушке, но эта радость длится очень недолго. Широкий ассортимент этих игр формируется социальным заказом, но ценность их, как правило, нулевая, а стоимость немалая. Поиграв с такой игрушкой пару раз, ребенок быстро ее бросает, ведь она становится ему неинтересной. Воскобович отказался от таких игрушек и, следуя примеру Зайцева и Никитина, придумал свои творческие игры.

Особенности игр

  • Широкий возрастной диапазон. Эти игры будут интересны как детям трех лет, так и семи. Методика предусматривает как простые задачи в одно-два действия, так и сложные для учащихся средней школы.
  • Творческий потенциал. Ребенок не будет долго играть с интерактивным щенком. Что можно с ним сделать? Нажать кнопку и смотреть. Любой ребенок хочет воплощать свои творческие задумки. А игры Воскобовича ему это позволяют.
  • Методическое сопровождение. Для большинства игр написаны методические пособия с иллюстрациями и вопросами. Задания представлены детям в виде сказок с добрыми героями - вороном Мэтром, хитрым Всюсем, малышом Гео, Незримкой, Лопушком и забавным Магноликом. Сказка - это способ взаимодействия с ребенком. В эти сказки органично вписываются образовательные задачи, вопросы и упражнения. С помощью сказок выстраивается практически весь процесс обучения.
  • Многофункциональность и универсальность. Во время игры ребенок тренирует память, внимание, воображение, пространственное мышление, развивает мелкую моторику, получает творческие навыки и навыки конструирования, знакомится с цифрами и буквами, с окружающим миром. Игра не теряет своей привлекательности со временем.

Для того чтобы увлечь ребенка игрой, не нужно педагогическое образование. Достаточно для начала просто оставить игру на видном месте, и малыш сам начнет интересоваться. Все игры очень гибкие, не обязательно четко следовать инструкции, следуйте желаниям ребенка.

Самые популярные игры

Геоконт

В народе игру называют "дощечкой с гвоздиками". Она состоит из фанеры, покрытой пленкой с координатной сеткой. На игровом поле закреплены цветные гвоздики, за которые будут зацепляться динамические резинки. Всего на доске 33 гвоздика, объединенных по цветам. С помощью геоконта дети знакомятся и с цветовой гаммой, и с системой координат. В процессе игры ребенок самостоятельно по приложенной схеме или по своей задумке конструирует различные геометрические узоры, цифры, буквы цветными резинками. С помощью резинок очень удобно объяснять ребенку, что такое прямой, острый и тупой угол, можно показать любые геометрические фигуры. Кроме того, построенные фигуры всегда можно перевернуть, построить симметричную либо достроить до другой фигуры. Детки постарше могут конструировать по словесной модели.

Игровой набор сопровождается сказкой со схемами-рисунками результатов работы детей. В ходе игры ребенок знакомится с основами геометрии, моделирования, пространственной координацией, объемом.

Впервые эта идея появилась еще у Марии Монтессори. Ее игра "Геометрик" очень похожа на "Геоконт" Воскобовича. Такую игрушку можно сделать своими руками, вбив канцелярские кнопки с цветными наконечниками в кусок фанеры.

Квадрат Воскобовича

Это игровое поле, состоящее из 32 жестких треугольников, размещенных на гибкой основе с двух сторон. Благодаря своей конструкции, это поле легко трансформируется в плоскостные и объемные фигуры различной сложности.

Для "квадрата Воскобовича" у автора написана сказка "Тайна ворона Мэтра", по которой дети конструируют домик, мышку, котенка, ежика. Большие детки сами придумывают свои силуэты. Квадрат можно надрезать, чтобы получить возможность составлять новые образы.

Эту игрушку вы можете изготовить самостоятельно. Вырежьте по 16 треугольников каждого цвета из плотного картона, расположите их правильно. Не забудьте оставить промежутки между деталями, чтобы квадрат легко сгибался. После это склейте все широким скотчем с двух сторон или заламинируйте тонкой пленкой. Аналогично треугольники можно приклеить к ткани горячим клеем.

Чудо-крестики

Игра представлена в виде рамки-вкладыша с фигурами. Крестики разделены на части. Для начала малышу предлагается собрать из разрозненных элементов единое целое, затем задача усложняется. По схемам из "Альбома фигурок" ребенок собирает сначала простые фигуры из двух-трех частей, дорожки, затем человечков, драконов, насекомых, солдатиков. Эта игра намного интересней одноразовых пазлов. После сбора пазла дети мгновенно теряют к нему интерес, а чудо-крестики можно складывать в разных вариантах. Элемент новизны постоянно подогревает интерес к игре.

Кораблик "Брызг-брызг"

Игра представлена в виде игрового поля из ковролина с корабликом из фанеры. На кораблик нанесены цифры от 1 до 7. К мачте корабля нужно по цвету прикреплять нужное количество флажков на липучках.

Сейчас появилось довольно много аналогов игры, например, обычная пирамидка с несколькими основаниями разной высоты и колечками разного цвета.

Математические корзинки

По сюжету сказки ребенок вместе с зверятами-цифрятами раскладывает грибочки по корзинкам, считает их, сравнивает, проверяет, у кого полная корзинка, считает, сколько нужно еще грибов, чтобы наполнить остальные корзинки. В процессе игры ребенок может увидеть и "пощупать" число, понять принцип сложения и вычитания. В методическом пособии у автора более десяти игр с корзинками.

Теремки Воскобовича

Игра состоит из 12 кубиков теремков с согласными буквами на гранях и 12 кубиков-сундучков с гласными буквами. Каждый теремок оснащен окошком для гласных букв. Вкладывая кубики-сундучки в кубики-теремки, ребенок составляет слоги. Из нескольких таких кубиков можно получить слово.

На первых этапах ребенок знакомится с буквами и звуками. Он произносит звуки с граней кубиков-теремков и говорит, кто мог бы поселиться в этом теремке: в теремке "В" может поселиться волк, а в теремке "Ф" - филин.

Затем можно составлять слоги и простые слова. Устройство теремков превращает обучение чтению в увлекательную игру. Чего только стоит игра в "Превращалки", где "ДОМ" легко превращается в "ДЫМ", а "ЛЕД" в "МЕД".

К данной игре прилагается пособие с подробными инструкциями. Как всегда в мир чтения ребенка приведут сказочные герои.

Складушки

За основу игры взяты склады Зайцева. Пособие выполнено в виде книжки с яркими картинками и подписями с выделенными складами. Кроме того, прилагается диск с озвученными складовыми песенками. По традиции на страницах игры ребенок познакомится со многими сказочными персонажами.

Шнуровки

Шнуровки Воскобовича отличаются наличием букв. С помощью каждой шнуровки можно составить множество слов и "написать" их шнурком. Дети до трех лет занимаются как с обычными шнуровками без использования букв. В этой игре ребенок не только закрепит навыки чтения, но и научится творчески мыслить и разовьет мелкую моторику.

Конструктор букв

Эта игра представляет собой фанерную основу с резинками, куда будут вставляться вкладыши. Задача ребенка - складывать из вкладышей буквы по образцу. Помогут ему в этом сказочные герои Фиолетового Леса. В процессе игры ребенок запомнит графическое начертание букв, разовьет мелкую моторику.

По аналогии с конструктором букв есть игра по составлению цифр

Волшебная восьмерка Воскобовича

В этой игре ребенок составляет цифру по считалочке "Кохле-Охле-Желе-Зеле-Геле-Селе-Фи". Первые буквы считалочки означают цвета радуги. Попутно знакомясь с цветом, ребенок складывает цифру из фанерных частей в определенной последовательности.

Цифроцирк

Это набор карточек с цифрами. Каждая цифра на карточке имеет свой образ, например, пятерка - собака, шестерка - кот. В игровой форме дети гораздо проще усваивают информацию, учатся считать, сравнивать, запоминают числовой ряд.

Лабиринты букв

Это игровое пособие для обучения чтению. Книжка представляет собой набор лабиринтов. Главные герои книги - шуты-буквы. Каждая страница посвящена одной букве. Ребенок должен пройти лабиринт, собрать буквы и составить из них слово. На каждой странице приведены примеры слов с выбранной буквой. В лабиринтах есть элементы для раскрашивания. Автор рекомендует использовать игровизор - графический тренажер. Это всего лишь планшет с прозрачной пленкой. Под пленку кладется лист с заданием. Сверху можно рисовать фломастерами на водной основе. По окончании занятия с пленки можно все легко стереть.

Резюме

Это далеко не полный список игр автора. Дети, занимающиеся по играм Воскобовича, знают цвета, не путают голубой с синим и красный с оранжевым. У них нет проблем со счетом, они умеют читать, знают геометрические фигуры, ориентируются на плоскости. Они любят и не боятся учиться. Причем, делают они это не ради оценок или похвалы, а ради самой учебы. Игры Воскобовича прививают любовь к мыслительной деятельности у детей, развивают врожденный интеллект. Неплохо, не правда ли?




Комментарии к материалу "Игры Воскобовича: принцип методики + обзор игр"